Привет, сволочь!

(я уже вцепился хищной пастью в твою лодыжку)


Previous Entry Share Next Entry
феномен "чучела"
panzer
bortnik
почитал древние обсуждения (тут и тут ) фильма "Чучело".
И поразился, до чего же люди, незнакомые с марксистским методом, блуждают в потемках.
Практически все описывают коллектив, базирующийся на внутренней иерархии, как данность, оперируют понятиями "лидер"-"изгой"-"масса". Собственно, речь идет не об иерархии НАУЧНОГО АВТОРИТЕТА, когда самые знающие люди или имеющие выдающиеся общественно-полезные качества являются наиболее уважаемыми, а о той чисто классовой иерархии, когда личные качества ничего не значат, а значат внешние атрибуты - деньги, сила, владение чем-то. Однако коллектив такого рода, даже детский, является атрибутом ни чего иного, как любого классового общества, своего рода отпечатком тех отношений, в которые вступают взрослые. Следовательно, говоря о "чучелах", надо иметь в виду, что источником иерархических отношений в коллективе является расслоенность общества в целом, и те же самые критерии, которые расслаивают общество "взрослое", расслаивают и детский коллектив. Единственное отличие - что это расслоение у детей может выступать в камуфлированных и превращенных формах. Например, в позднесоветском обществе степень овладения материальными благами была до определенной степени определяющей социальный статус, детское общество преломляло это в обладание кроссовками и жвачками - в общем-то продукции, которая мало говорит о социальном статусе (купить и то и другое, даже по сумасшедшим ценам "черного рынка" мог себе позволить любой работяга).
И гнобили "чучел" не за то, что они были "лучше" или "хуже", а из-за того, в основном, что по социальному статусу их родители были в той или иной степени ниже в расслаивающемся позднесоветском обществе. Дедушка Бессольцевой изгой не потому, что любит историю и картины, а потому, что по материальному статусу он куда ниже местных парикмахерш, следовательно то же отношение распространяется и на его внучку. Грубо говоря - налицо классовая борьба в стакане воды. Просто классовые интересы проявляются в форме морально-нравственных проблем. Групповщинка подпольных торгашей, спекулянтов, расхитителей по мелочи "родного завода", направленная против ОБХСС, отражаясь в детском коллективе в форме моральных ценностей, выливается в травлю "стукачей", просто режиссер либо по умыслу, либо по глупости связь эту не показал. Капиталистическая мораль "падающего-толкни", вполне обычная для карьеристов и спекулирующих из-под полы ширпотребом выливается в детскую жестокость, а внутренняя борьба за "лидерство" в классе - нормальные "крысиные гонки". Законы капитализма действуют даже при формально социалистических декларациях, хоть и не в полную силу. Ведь травят - то не коллективисты, для которых человек человеку-товарищ, а индивидуалисты, рождающиеся на капиталистической почве, и не коммунисты, носители гуманистической идеологии, для которых человек ценен своими качествами, а эгоисты, для которых ценно только желание их левой пятки, например, тупо поржать над чужой бедой. В этом-то и суть отношений между коллективом и "чучелками", а интеллигентские спекуляции о "возвышенных" существах, которые травит "безликая масса совков" к вопросу имеют такое же отношение, как я к вопросам балета.
Еще раз хотелось бы процитировать В.И.Ленина:

Люди всегда были и всегда будут глупенькими жертвами обмана и самообмана в политике, пока они не научатся за любыми нравственными, религиозными, политическими, социальными фразами, заявлениями, обещаниями разыскивать интересы тех или иных классов.

В.И.Ленин.Три источника и три составных части марксизма.

  • 1
В общем-то, всё так и есть. Хотелось бы ещё добавить, что нравственные нормы, преподносимые в школе, оказывались бессильными перед поведенческими (мелкобуржуазными) нормами, которые дети стихийно усваивали дома и на улице. Та школьная система не могла с этим справиться.

ну, это само собой - ночная кукушка дневную всегда перекукует. Экономика - штука сильная, и школа ей не соперник.

  • 1
?

Log in