bortnik

Categories:

Почему популярен жанр про АИ и попаданцев в прошлое (часть 5)

Отказ от рассмотрения марксизма или же крайне вульгарное его понимание не может преодолеть утопический барьер и шагнуть от утопии к науке, но даже это утопическое сознание в теоретической форме не имеет никаких шансов на выживание в массовом сознании. За то время с 1991 года мы видели массу шизофренических и утопических прожектов разных энтузиастов на тему «как нам обустроить Россию».  В 90-х было много изданий, и в каждом сидел свой фрик или банда фриков со ссвоим пунктиком. Они не имели и не имеют особых шансов на массовость, в каждой «идее» такого рода были те или иные отзвуки соцуиального утопизма. Опыт Мухина с газетой «Дуэль», который печатал массу такого рода материалов из «текучки» показал, что никакого результата, кроме окончательного запутывания, не получается. Сам Мухин с его наивно-анархической идеей «Армией воли народа» даже на нары присел, но результата никакого не добился. Практическим результатом его была все та же митинговщина в духе Анпилова.

Результатом этих поражений утопизма теоретического в массовом сознании стал его уход в литературу. К.Чуковский в статье «Нат Пинкертон и современная литература» развил идею Герцена о «разном летоисчислении» в верхах классового общества и в низах – то есть, в идее о резком отставании общественного сознания и культуры низов от уровня буржуазной культуры верхушки, которую определяет буржуазая интеллигенция. Он очень верно подметил: «...кинематограф есть соборное творчество тех самых «готтентотов и кафров», которые «в низу».

В молчании, в тишине, как немые, эти кафры и готтентоты девятнадцатого и двадцатого веков копошились, рождались и умирали – и не было у них никаких возможностей для выражения своей готтентотской души.

Картин они не писали, книг не сочиняли, интеллигенции из себя не выделили, они умели только рождаться, копошиться и умирать – и ничем, решительно ничем не могли заявить о своём бытии.

Но вдруг появился кинематограф, и тотчас же, впервые за все года, их идеология нашла себе полное стихийное выражение.» 

Продолжая эту мысль применительно к современности, мы можем уже констатировать, что в Интернете, в соцсетях, в самиздате, «готтентоты и кафры», наконец получили возможность самостоятельно выражаться уже в литературной форме (что не отменяет социальный заказ кинематографу на тупые комедии и не менее тупые боевики). В интернете прожекты о социальном устройстве плодятся как грибы – различные самозванные профессора, блоггеры, толпы различных фриков, выражающих утопическое массовое сознание пролетария, зплотно забивают своим «белым шумом» коммунистическую пропаганду, ведущуюся с научных позиций. Но тем не менее, и этот «белый шум» из неоригинальных размышлизмов для массового пролетария сложен. Пролетарий давно опустился до того, что значительное количество информацию воспринимает через видеоконтент, но делать полноценное кино реально дорого и долго, и не под силу «готтентотам и кафрам» современности. Поэтому примитивно-литературная форма есть наиболее полное выражение сознания этих самых «готтентотов и кафров».   Художественный, обществоведческий, технический (последний не всегда, преоблажает) дилетантизм есть отличительная черта различной массовой фантастической литературы в принципе. Сказка, народное творчество, из устного перешла в форму литературы, не потеряв при этом никаких присущих народу черт, в основном примитивизм и кустарщину. 4. Прогрессивно ли это явление? 

Как любая сказка, она играет роль анастезирующего средства, которое заглушает боль от непритязательной капиталистичской реальности. Не зря жанр АИ вырос в тесной связи с миром фэнтази (то есть, сказкой для почти взрослых, осведомленных о сексе, наркотиках, насилии и прочем детишек). В реальности человек страдает и мучается, а, попадая в мир своих фантазий, он рисует себе так или иначе приемлемый идеал, становится на место супергероя, получает те эмоции которые не может дать ему реальность. То есть, одна из функций подобной литературы не просто отражение сознания, но формирование сознания. В ситуации, когда содержание этих форм утопическое, фактически такого рода фантастика выполняет роль того же «рода духовной сивухи», в котором пролетарий топит свое сознание. Попаданческая литература в силу примитивности массового читателя не заботится о качестве и 

- культивирует мысль о том, что достаточно, например, поменять личностей у власти, скрывая тем самым тот факт, что аппарат определяет свойства управленцев, а не наоборот, 

- дает представление о легкости и быстроте изменений в обществе от тех или иных действий, замазывает трудности в изменении общества, не дает внятного представления о роли теории и подготовки кадров для изменений. 

- пичкает сознание самыми дикими представлениями о законах общества и о мерах воздействия на него, 

- снабжает читателя откровенно недостоверной информацией об историческх событиях. 

- эксплуатирует интерес пролетария к истории, но при этом забивает халтурой его интерес к научным работам. Там, где интерес мог бы привести к реальному изучению проблемы, поднять сознание пролетария, она подсовывает ему квази-продукт, понятный и простой по форме. 

Одним словом, мы видим на вышеизложенном, что стихийное сознание не способно породить никакой толковой и сколь-нибудь научной позитивной программы, и в форме попаданческойлитературы попросту спускает интерес пролетария к социальным вопросам в примитивно-утопическое болото, а его протест против реальности утоляет сказкой про то, как славно было бы завалить Хрущева. 

Но это отнюдь не значит, что форма не может использоваться для пропаганды коммунизма при должной марксистской подготовке авторов. Диалектический материализм за время своего существования доказал, что может служить основой для любого художественного произведения и в любом жанре. Другое дело, что выращивание такого автора возможно будет только тогда, когда научное мировоззрение диамата станет среди трудовой интеллигенции сколь-нибудь заметным и весомым фактором, и мы сможем увидеть отголоски этого в массовой литературе. И тогда форма наоборот, будет усиливать марксистские идеи, если автору действительно удастся научно моделиовать плановую экономику, научную подгготовку партийных кадров, систему партийной идеологии и пропаганды – все то, что так топорно и кустарно пытаются изобразить графоманствующие пролетарии в жанре альтернативной истории. 

promo bortnik may 29, 2013 23:00 78
Buy for 10 tokens
Этот пост будет висеть вверху - в комментарии к нему можете скидывать различные вопросы ко мне, предложения и пожелания. По мере возможности, желания и адекватности спрашивающего буду отвечать потихоньку.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded